TMG
Виды зарядных устройств для автомобильного аккумулятора

Важно знать


Бесперебойная и комфортная эксплуатация автомобиля напрямую зависит от грамотного ухода за стартерной батареей. Даже при покупке недорогого аккумулятора с минимальной гарантией можно добиться его долгой службы, стабильной работы электросистемы и уверенного запуска мотора в лютые холода. Однако для этого важно учитывать тип АКБ, правильно подбирать зарядные параметры (напряжение, ток) и соблюдать периодичность подзарядки, используя подходящее оборудование.

Уровень заряда и сила зарядного тока


Термин «полная разрядка» требует четкого понимания. Номинальное напряжение 12В – условная величина, поскольку реально каждая из шести банок АКБ генерирует около 2,1В. Таким образом, нормальное напряжение исправной батареи составляет 12,7–12,9В. Падение этого значения на 10–12% свидетельствует о полной потере заряда.
В таком состоянии на пластинах активно образуется сульфат свинца, а плотность электролита снижается. Если процесс не остановить, произойдут необратимые изменения: на поверхностях появится нерастворимый осадок, и аккумулятор выйдет из строя. Особенно критична глубокая разрядка для кальциевых (Ca/Ca) батарей.

Классификация АКБ и максимальное зарядное напряжение


Современные 12-вольтовые автомобильные аккумуляторы классифицируются по типу электролита на три основные группы:
  1. С жидким электролитом
  • Классические (WET)
  • С усиленными пластинами (EFB)
  • Кальциевые (Ca/Ca)
  • Гибридные (Hybrid, где одна часть пластин легирована кальцием, а другая – сурьмой)
  1. AGM (абсорбированный электролит в стекловолокне)
  2. GEL (гелевые, пока преимущественно тяговые, с низкими пусковыми токами)
Рекомендуемое зарядное напряжение
  • Жидкоэлектролитные (WET, EFB, Ca/Ca, Hybrid) – 14,2–14,4 В
  • (например, Banner, Hankook, «Зверь»)
  • AGM (для систем «старт-стоп») – 14,7–14,8 В
  • (например, Exide, Bosch, Yuasa)
Превышение этих значений может привести к повреждению батареи.

Виды зарядки


1. Общие принципы зарядки
Любой автомобильный аккумулятор — будь то обслуживаемый, необслуживаемый или малообслуживаемый — требует периодического восстановления емкости. Основные методы зарядки:
  • Автоматический
  • Ручной
  • Регенеративный
  • Буферный режим
Для проверки состояния АКБ используется нагрузочная вилка — при падении напряжения ниже 9В под нагрузкой батарея нуждается в срочной зарядке.
2. Автоматическая зарядка
Современные зарядные устройства автоматически регулируют ток и напряжение, предотвращая перезаряд или недозаряд. Процесс включает несколько этапов:
  1. Постепенное снижение тока при росте напряжения
  2. Стабилизация на уровне 14.8В
  3. Дозарядка малым током (5% от емкости) в течение 2 часов
  4. Финишная зарядка при 13.8В для 100% восстановления
Время полной зарядки: 8-12 часов (при разряде до 50%).
3. Ручная зарядка
Требует контроля с помощью мультиметра:
  1. Начальный ток: 10% от емкости (например, 6А для 60Ач)
  2. При достижении 14.2-14.4В — снизить ток вдвое
  3. При 14.8-15.0В — уменьшить ток еще в 2 раза
  4. Зарядка завершена, когда параметры перестают изменяться
4. Буферный режим
Идеален для длительного хранения:
  • Компенсирует саморазряд микротоками (100-150мА)
  • Поддерживает напряжение 13.5-13.8В
  • Предотвращает сульфатацию и перезаряд
5. Регенерация (восстановительная зарядка)
Применяется для глубоко разряженных АКБ:
  • Сначала ограничивает ток
  • Затем стабилизирует напряжение на безопасном уровне (13.5-13.8В)
Важно: Для каждого типа АКБ (WET, AGM, GEL) нужно соблюдать рекомендованные производителем параметры заряда.

Заключение


1. Температурный режим при зарядке
Для безопасной и эффективной зарядки АКБ рекомендуется температура +20...+25°С. При работе в других температурных условиях необходимо использовать зарядное устройство с функцией термокомпенсации, которое автоматически корректирует параметры заряда. Перед началом процесса аккумулятор следует снять с автомобиля и разместить в хорошо вентилируемом помещении.
2. Метод переполюсовки для восстановления АКБ
Если стандартные методы восстановления (циклическая зарядка-разрядка) не дали результата, можно применить метод переполюсовки:
  • Подключить ЗУ в обратной полярности (плюс к минусу, минус к плюсу)
  • Установить ток 5% от емкости аккумулятора
  • Контролировать напряжение на клеммах (12-14В)
  • После достижения нужного напряжения полностью разрядить АКБ через нагрузку (например, автомобильную лампу)
  • Выполнить стандартную зарядку в правильной полярности
Важно: Данный метод является крайней мерой и применяется только для восстановления сильно сульфатированных аккумуляторов. При неправильном выполнении может окончательно вывести АКБ из строя.
Товары, упомянутые в статье можно найти по кнопке ниже:
Made on
Tilda